Abstract and keywords
Abstract (English):
A 7-stage approach to surgical training at NSMU using simulation technologies is described. The system has proven to be effective: 59.8% of students regularly participated in competitions, and 91.7% were admitted to surgical residency. The key feature is the continuity of education from school to postgraduate studies.

Keywords:
Simulation training, surgery, career guidance for students
Text

Актуальность. Развитие и становление молодого хирурга требует особого подхода в обучении, предполагающего освоение большого объема специальной информации и развития особых мануальных навыков. Активное использование симуляционных технологий позволяют многократное использование тренингов на каждом этапе освоения специальности, групповое, мультидисциплинарное и командное обучение. Интерес студентов к такому обучению появляется еще задолго до самоопределения в конкретной медицинской специальности и это стоит учитывать и развивать в учебном процессе.

Цель. Оценить имеющийся пятилетний опыт этапного обучения хирургической профессии с использованием симуляционных технологий в Новосибирском государственном медицинском университете.

Материалы и методы. Проанализирован пятилетний опыт работы системы формирования молодого хирурга на всем протяжении обучения в университете.

Результаты. Первый этап обучения - подготовительный, приглашение в профессию. Абитуриенты и школьники, на ежегодных экскурсиях в день открытых дверей могут ознакомиться с начальными хирургическими навыками: одеть хирургический халат и перчатки, посмотреть инструментарий и провести на муляжах простые манипуляции (шов кожи, гастроскопия и т.д.). За последние три года аудитория таких мероприятий составила около 900 человек. Цель этапа: привлечение старшеклассников к профессии, предварительная оценка желания быть хирургом и первичная оценка собственной годности для этой профессии.

Второй этап – знакомство с общей хирургией, первая и доврачебная помощь на первом и втором курсе. Полученные навыки отрабатываются на муляжах и своих сокурсниках. Крайне важно научить студента оказывать помощь именно живому человеку, с его эмоциями, весом, болевым синдромом и т.д. Цель этапа: ознакомление с хирургической специальностью.

Третий этап – курс оперативной хирургии на третьем курсе вуза, освоение хирургических инструментов (знакомство-умение-владение), общеврачебные манипуляции. Для этого этапа используются простые пластиковые, резиновые и силиконовые модели, учебные операций выполняются на муляжах под контролем преподавателя. Цель этапа: ознакомление с операционным делом, первичная селекция желающих стать хирургами. По данным анонимного студенческого опроса качественный показатель работы этапа составил 79,7%. На вопрос имеется ли интерес к самостоятельному проведению симуляционных операций получено 72,5% утвердительных ответов, отрицательных 14,4%, «мне все равно»- 13,2. Дублирование обучающего материала на кафедрах предыдущего этапа по мнению 71,3% респондентов составило менее 30%, что обеспечивает новизну и преемственность передачи знаний.

Четвертый этап – хирургическое профилирование. На 4-6 курсах кафедры хирургической направленности (офтальмология, травматология, хирургия и т.д.), обучают профильной патологии с отработкой специальных навыков на виртуальных симуляторах высокой реалистичности. Моделируется фрагмент самостоятельной работы в качестве врача-специалиста по конкретному направлению, что позволяет выбрать дальнейшую специальность. Цель этапа - знакомство с разными хирургическими специальностями, «тест-драйв» с окончательным определением профессии.

Пятый этап – олимпийское хирургическое общество студентов с 1 по 6 курс. Цель этапа – закрепление хирургических навыков и удержание интереса к профессии в процессе всего обучения в вузе. Отбор студентов, осознанно поступающих в ординатуру на конкретную специальность. Формирование кадрового резерва вуза. За 5 лет школу хирургических олимпиад прошло 589 студентов, 348 (59,8%) из которых постоянно участвовали в олимпиадном движении до окончания университета. В ординатуру по хирургическим специальностям поступило 319 (91,7%) человек.

Шестой этап – ординатура по хирургической специальности. Под руководством наставника в клинике ординатор допускается до ассистенции практикующим хирургам на операциях и после аккредитации он готов к самостоятельным операциям.

Седьмой этап – последипломное обучение. За прошедшие три года курсы повышения квалификации по хирургическим специальностям прошли 742 обучающихся. Проведение мастер-классов для врачей является обоюдополезным. Оно позволяет симуляционной клинике четко подстраиваться под современные запросы практического здравоохранения, быть в курсе новых тенденций.

Выводы.

В становлении молодого хирурга этапное симуляционное обучение должно начинаться еще до поступления в вуз, носить постоянный и непрерывный характер, обеспечивать движение от простого к сложному и не должно полностью отвергаться даже после овладения профессией. Полученный опыт считаем положительным и планируем продолжить работу по дальнейшему продвижению и развитию этих технологий в обучении.

 

References

1. Repin I.G., Brekhov E.I., Kalinnikov V.V. et al. Use of simulation technologies in training surgeons // Virtual technologies in medicine. 2019. No. 1 (21). P-51-52. DOI: https://doi.org/10.46594/2687-0037_2019_1_51; EDN: https://elibrary.ru/YQRXVN

2. Olifirova O.S., Kozka A.A. Simulation training of endovideosurgery doctors // Amur Medical Journal. 2020. No. 2 (30). P. 93-95. DOI: https://doi.org/10.24411/2311-5068-2020-11018; EDN: https://elibrary.ru/HVSFKH

3. Kuznetsov A.V., Kostina L.Yu., Melnikov V.Yu. et al. From morphology to surgery. Experience, problems, prospects // Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference "Borodino Readings" 2022. P.285-293. EDN: https://elibrary.ru/MFCURF

Login or Create
* Forgot password?